Художник Веряскина Татьяна Ивановна
Художник Веряскина Татьяна Ивановна
Искусство — это универсальный язык, который объединяет людей через цвет, форму и эмоции. Каждый художник обладает своим уникальным способом выражения, через который он делится с миром частичкой своей души. В рамках нашего проекта мы открываем для вас новые имена, истории и творческие пути женщин-художников, чьи работы вдохновляют, трогают и заставляют по-новому взглянуть на окружающий мир.
Сегодня мы представляем вам интервью с Веряскиной Татьяной Ивановной, участницей Союза художниц ЭХО. Её творчество — это яркий пример того, как искусство может быть одновременно личным и универсальным, интимным и масштабным. В этом диалоге она расскажет о своем пути в искусстве, источниках вдохновения, технике работы и роли искусства в современном мире живописи.
Мы уверены, что её история не только познакомит вас с новым взглядом на искусство, но и вдохновит на собственные творческие свершения. Приглашаем вас окунуться в мир красок, эмоций и идей вместе с нами!

Веряскина Татьяна Ивановна с раннего детства увлечена искусством, посвятив себя рисованию под влиянием своего первого наставника — воспитателя в детском саду и позже изучая живопись в художественной школе. Хотя она имеет архитектурное образование, живопись осталась её главной страстью, которая помогла ей преодолеть сложные периоды жизни, став источником вдохновения и самореализации. Её творчество отражает глубокую связь с холодными цветами, особенно синими оттенками, и стремление создавать работы, которые вызывают добрые и светлые эмоции у зрителей, вне зависимости от их уровня понимания искусства.
1
Начало
Несколько слов о себе и начале вашего пути, как художника, ключевых влияниях и личном опыте преодоления препятствий.

– Расскажите о том, как вы пришли к искусству? Был ли это осознанный выбор или случайность?
– Я очень любила рисовать с раннего детства. По иронии судьбы моим первым новогодним костюмом в жизни был костюм… художника! Мне очень повезло, и воспитатель в детском саду была художницей. Она много времени уделяла мне лично, мама до закрытия сада не могла меня забрать, настолько я была увлечена. Определенно в планах было обучение в художественной школе. Но время пришло аж в 13 лет, когда я самостоятельно смогла ездить с пересадкой на автобусе. Безусловно, выбор был уже осознанный, и уже тогда я точно знала, кем хочу стать.
– Кто из художников или деятелей искусства оказал наибольшее влияние на ваш стиль и подход к работе?
– С детства моим любимым художником был Сальвадор Дали. И так остается до сих пор. Это единственный художник, гений которого для меня бесспорный. Я не умоляю гения других, но я могу подстроиться практически под любой стиль, технику… Но сотворить что-то подобное, что творил Сальвадор Дали, моей фантазии не хватает! Очень хотела бы иметь хоть долю того глубочайшего смысла и мудрости в работах, которые заложены в его работах.
– Какое значение для вас имеет женское начало в искусстве?
– Для меня не имеет большого значения половая принадлежность художника. Однако история практически не знает гениальных женщин-художниц. Поэтому я настроена патриархально и считаю, что женщина с кистью в одной руке и поварешкой в другой всегда будет проигрывать мужчинам. В этом есть доля досады, ведь я знаю очень талантливых художниц, однако не могу не признать, что дети — главный шедевр женщины! А творчество и искусство — в свободное от детей время! Поэтому в союзе художниц «Эхо» не феминистки, как может показаться, а успешные матери и жены, бабушки в большинстве своем, которые могут дарить свое счастье людям через творчество!
– Чувствуете ли вы себя частью особой творческой традиции?
– Нет, я не чувствую себя частью особой творческой традиции и даже не совсем понимаю вопрос. В семье моей художников не было никогда, а вот по моему примеру моя дочь, мои племянники обучаются в художественной школе, и я рада, что вдохновляю детей!
– Были ли у вас моменты сомнений в своем пути?
– Эти сомнения были и очень сильно повлияли на мою жизнь. Ведь я не пошла учиться в художественное училище после школы или в художественный ВУЗ. Сомнения мои и моих близких, что художник всегда живет бедно, подтолкнули меня поступить на архитектурно-строительный факультет. Там меня тоже обучали живописи, колористике, рисунку и многому другому, но было много лишнего. До сих пор есть мысль поступить в учебное заведение, где живопись — это профильный и самый главный предмет. Мне очень не хватает знаний. Я хочу знать все тонкости и нюансы. Но сомнения терзают меня и по сей день.
– Как вы их преодолевали?
– Я все же не изменила кистям и карандашу. И поступила в ВУЗ, где кисти и карандаш мне очень пригодились. Но архитектура очень и очень далека от живописи. Поэтому долгие годы декрета и рабочих будней я не вспоминала о своей мечте. Пока однажды не выгорела. Вот до тла. И живопись вытащила меня со дна глубочайшей депрессии. Я решила, что вдруг поможет… и помогло. Я вновь стала писать, сначала как лекарство от тоски, потом мои сомнения относительно моих способностей стали развеивать люди, которые стали называть меня «художник»! Я — художник? Я сомневалась еще долго. Потом пошла череда выставок, приглашений, продажи картин… И да! Я поверила, что я художник. Не потому что сама так решила. Мои сомнения подавляли во мне уверенность. Но отклик коллег, покупателей и других очень значимых людей развеял сомнения. Я — художник! Не самый гениальный, но я — художник!
– Какую роль играет образование (академическое или самообразование) в развитии вашего мастерства?
– Образование играет огромную роль. Иногда я беру кисть или мастихин и пишу, и получается так, будто что-то бессознательное ведет меня, будто мной кто-то управляет. Можно подумать, мистика какая-то… Но нет! Это знания! Даже после огромного перерыва, когда я много лет ничего не писала, я все равно помню и знаю, как. Это знания! Может быть, во мне есть какой-то талант, процентов 5. Остальное — это годы обучения и трудолюбие, дисциплина. Но, как я и написала выше, мне не хватает знаний. Я знаю свои ошибки (кстати, легко могу отличить, есть ли художественное образование или самоучка по картине любого художника, вижу с ходу чужие ошибки и не могу ничего с этим сделать) и хочу получить еще образование, чтобы перестать видеть эти ошибки у себя, перестать их допускать.

2
Творческий процесс
От возникновения идей и выбора техники до создания готового произведения, включая особенности работы с цветом и временные рамки создания работ.
– Откуда берутся идеи для ваших работ?
– Идеи я беру исходя из огромной насмотренности. Считаю, что мне очень помогает мое архитектурное образование. Я точно знаю модные тенденции в дизайне интерьеров, я знаю, что будет актуально и продаваемо, что найдет отклик. И пока не ошибалась.
– Что вдохновляет вас больше всего?
– Вдохновение — это редкий гость. Ждать его не имеет смысла. Надо садиться и делать. А в процессе уже рождается и идея, и затея, и т. д. Получается, что вдохновляет сам процесс. Я люблю сам процесс «возюканья» кистью по холсту. И из этого почти всегда что-то получается.
– Расскажите о своей любимой технике или материале. Почему именно он вам близок?
– Я работаю в разных техниках. И периодически безумно люблю пастель. А иногда акварель. Потом мне кажется, что лучше акрила ничего нет. Но в какой-то момент всех вытесняет масло и становится бесспорным лидером в моих предпочтениях. Но это тоже не навсегда! В детстве я просто обожала простой карандаш. Рисунок был моим любимым предметом в художественной школе. Но всё меняется, меняются взгляды, меняюсь и я. Или наоборот? Меняюсь я, меняются взгляды и предпочтения.
Но масло, очевидно, более интересный материал, с ним интереснее работать, результат тоже более эффектный.
– Как вы начинаете новую работу? С эскизов, набросков или сразу переходите к полотну?
– Много-много идей прокручиваю в голове, изучаю аналогичные работы мастеров, бывает, срисовываю что-то для понимания, дорабатываю идею до желаемого мной и просто делаю.
– Есть ли у вас какие-то ритуалы перед началом работы или во время нее?
– Часто работаю под интервью каких-то интересных для меня людей.
– Как долго обычно создается одно произведение? Зависит ли это от размера или сложности?
– Безусловно, зависит от размера и сложности. Но я не быстро пишу. Скорость — это не мой конек. Иногда на пленэре художники пишут 2–3 работы, я едва ли заканчиваю одну. Не хватает опыта и знаний, уверенности. Ну и моя привычка вынашивать идею мешает мне писать здесь и сейчас.
– Как вы выбираете цветовую гамму для своих работ? Это всегда продуманно или происходит интуитивно?
– Как бы я не продумывала, а почти все мои работы в оттенках глубокого синего цвета. Я вижу его во всем. Не могу сказать, что это мой любимый цвет, но из всех референсов, видов на пленэре мой взгляд находит именно то, где есть синий! Это интуитивно. Мне нравятся холодные, глубокие, сложные оттенки во всем.
3
Взаимодействие с аудиторией
О важности обратной связи от различных групп аудитории, влиянии их реакции на творчество художника и роли интерпретации произведений со стороны зрителей.

– Как вы относитесь к обратной связи от зрителей?
– Однозначно важно! Я же не для того пишу, чтобы на антресоль складывать работы. Мне необходима обратная связь. Отзывы, покупки, заказы, предложения, выставки — это обратная связь. И меня это очень вдохновляет и мотивирует!
– Важно ли для вас мнение коллекционеров, критиков или просто ценителей искусства?
– Я их боюсь. Я знаю все свои ошибки, я знаю пробелы в своих знаниях. Поэтому я очень боюсь услышать плохие отзывы от них, чтобы вновь не сломаться и не сойти с пути. Положительные отзывы таких людей, безусловно, окрыляют. Но даже великих критиковали и критикуют, поэтому я готова ко всему. И уже даже получала порцию хейта и разноса в свой адрес. Но от профессионалов слышать такое даже престижно! Ведь человек высокого уровня решил потратить время на критику твоих работ. Значит, ты на верном пути, если ты замечен! Всё не зря! Нужно идти вперед!
– Были ли случаи, когда реакция аудитории удивила вас? Как это повлияло на ваше творчество?
– Как-то давно услышала от знакомого художника, что все архитекторы слабые художники. Ну я и забросила мысли о том, чтобы показывать кому-либо свои работы и мечты. Не один год прошел. Спасибо моей депрессии! Этот же человек вновь недавно прошелся по всем моим работам. Но теперь я уже знаю, что это всего лишь его мнение. Да, он сильнее меня. Да, его образование мощнее. Однако продаются мои работы, а не его. Значит, дело не только в технике, но и в идее, в душе, которую вкладывает мастер в свою работу. Значит, не за правильные мазки кистью нравятся людям картины! Ведь покупатели, самые обычные люди — вот главные критики! Они могут совсем ничего не понимать в живописи и искусстве. Но одно верно: либо картина нравится, либо нет! Берут, значит, нравится!
– Как вы представляете идеального покупателя или зрителя своих работ? Для кого вы пишете?
– Пишу для обычных людей. Пишу понятно. Так, чтобы отозвалось и у взрослого, и у ребенка, у высокого чина и у обычного работяги, так, чтобы работа вписалась и в прованс, и в минимализм…
– Как вы чувствуете связь между искусством и его восприятием людьми?
– Искусство должно заставлять человека мыслить и отдыхать одновременно. Определённо, искусство должно быть созидающим, создающим уют, тепло, светлые, добрые мысли. Посмотрел на картину и детство вспомнил, к примеру. Когда даже запах чувствуется, глядя на работу, дуновение ветра. Картина должна уносить тебя только в лучшие воспоминания, дарить только позитивные мысли, пусть даже с ноткой грусти и ностальгии.
– Должен ли художник объяснять свои работы или лучше оставить их на интерпретацию зрителя?
– Нет! Нет! И нет! Только зритель знает, о чем работа! Можно и нужно писать в школе сочинения по мотивам картин известных авторов. Но не более! Человек взрослый должен сам увидеть в картине то, что задумано автором. Он сам должен отыскать в себе то чувство, которое вызывает работа. Ничего не надо пояснять. А если надо, значит, мысль не раскрыта, значит, работа не закончена, работа неудачна!

4
Участие в Союзе художниц ЭХО
Роль сообщества
О значении профессионального союза для развития женщин-художников, преимуществах членства, важности специализированных площадок и видении будущего развития организации.
– Почему вы решили присоединиться к Союзу художниц ЭХО?
– Мне порекомендовали знакомые художники.
– Какие преимущества дает вам такое членство?
– Возможность участвовать во всевозможных выставках, повышать престиж своих работ, популяризировать союз и искусство в целом, нести прекрасное в массы.
– Как вы считаете, важно ли для женщин-художников иметь собственную профессиональную площадку?
– Нет, не считаю. Но затея очень интересная и необычная. Разделить художников по половой принадлежности.
– Какие проекты или мероприятия в рамках Союза были для вас наиболее значимыми? Что нового они принесли в вашу практику?
– Мне понравился опыт проведения мастер-класса в Таганском парке. Это хороший опыт, хорошее портфолио.
– Как вы видите будущее нашего Союза? Какими качествами, по вашему мнению, он должен обладать, чтобы поддерживать развитие женщин-художников?
– Я считаю, что в будущем союзу нужно выходить на международный уровень.
5
Советы для начинающих
Об основных ошибках начинающих художников, способах поиска уникального стиля, роли маркетинга в современном искусстве и сохранении мотивации на начальном этапе творческого пути.

– Какие основные ошибки допускают начинающие художники, по вашему опыту?
– Используют простые цветовые сочетания, простые сюжеты или их полное отсутствие.
– Как вы рекомендуете молодым художникам находить свой уникальный стиль?
– Сама еще не нашла свой уникальный стиль.
– Нужно ли учиться маркетингу и продвижению в интернете современному художнику? Или искусство само должно говорить за себя?
– Нужно обязательно! Сейчас без этого невозможно существовать.
– Как сохранять мотивацию, если успех не приходит сразу? Какой совет вы бы дали тем, кто только начинает свой путь в искусстве?
– Нужно делать. Даже маленькое действие может привести к большому результату. Не нужно ждать чуда, не нужно ждать вдохновения. Нужно делать, работать над собой, над техникой, подачей, стилем. Верить в себя. Не слушать свои и чужие сомнения, но при этом много учиться.

6
Личные планы и перспективы
Перспективы развития
О планах художника на ближайшее будущее, конкретных целях в карьере и видении собственного творческого развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
– Какие новые проекты или направления вы планируете исследовать в ближайшем будущем?
– Всё очень непредсказуемо. Сейчас изучаю технику работы с текстурной пастой.
– Есть ли у вас конкретная цель, которую вы хотите достичь как художница? Например, участие в крупных международных выставках или создание серии работ на определенную тему.
– Да, именно это я бы хотела видеть в своем будущем. И международные выставки, и персональные выставки, мечтаю о своей галерее и мастерской.
– Как вы видите свое развитие через 5–10 лет? Будет ли ваше творчество меняться, и в какую сторону?
– Еще год назад моя жизнь была совершенно другой. Глупо загадывать и строить планы. Нужно наслаждаться здесь и сейчас, работать и делать всегда что-то в сторону мечты. Тогда жизнь сама выведет тебя на нужную дорогу, познакомит с нужными людьми, предоставит момент, шанс, возможность.
7
Завершающий вопрос
– Если бы вы могли передать одну мысль или чувство через все свои работы, что бы это было?
– Добро.


В заключение
Сегодня творчество Татьяны продолжает развиваться и меняться. Она постоянно экспериментирует с новыми техниками и материалами, изучая, например, работу с текстурной пастой. Её планы включают участие в крупных международных выставках, проведение персональных выставок и даже создание собственной галереи. Однако, несмотря на амбициозные цели, она остаётся верна философии «здесь и сейчас», считая важным каждый шаг на пути к мечте.
Если бы можно было передать одну мысль через все её работы, это был бы дух добра. Для неё искусство — это способ не только создавать красоту, но и дарить людям светлые эмоции, пробуждать добрые воспоминания и чувства.
Таким образом, её картины — это не просто холсты с красками, а истории, которые учат нас видеть прекрасное вокруг, находить гармонию внутри себя и делиться теплом с окружающими. Каждый штрих её кисти — это приглашение остановиться, задуматься и почувствовать глубину момента.
Путь Татьяны — яркий пример того, как важно следовать своему призванию, преодолевать сомнения и двигаться вперёд, невзирая на трудности. И пусть её история станет источником вдохновения для всех, кто решается открыть в себе творца.
От всей души хотим поблагодарить вас за интервью и внести несколько теплых слов поддержки от команды Союза художниц ЭХО.
Ваша преданность искусству, несмотря на сомнения и жизненные повороты, служит примером для многих. Вы показали, что никогда не поздно вернуться к своей мечте, и живопись может стать настоящим спасением и источником радости. Ваше стремление постоянно учиться и развиваться, даже имея за плечами архитектурное образование, говорит о вашей глубокой приверженности к живописи как к призванию.
Мы ценим ваш вклад в деятельность нашего союза, особенно опыт проведения мастер-классов, который стал важным шагом в популяризации искусства среди широкой аудитории. Ваше видение будущего союза, направленного на международный уровень, вдохновляет нас двигаться дальше и создавать новые возможности для всех участниц.

Желаем вам успехов в освоении новых техник, таких как работа с текстурной пастой, и воплощении амбициозных планов — от международных выставок до собственной галереи. Пусть ваши работы продолжают передавать чувство добра и вызывать у зрителей светлые воспоминания.
Помните: каждый ваш шаг, каждое новое полотно приближает вас к вашей цели. Команда ЭХО всегда рядом, чтобы поддерживать вас на этом пути!
С любовью и уважением,
Команда Союза художниц ЭХО.
Интересная рубрика у Вас получилась. Читая, каждый раз получаешь удовольствие от ощущения очень личного знакомства и глубокого общения. А что не рассказал автор, досказали искренние и праздничные картины Т.И. Веряскиной.